Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?
|
А |
Б |
1 |
Ухаживать за животными |
Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2 |
Помогать больным |
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3 |
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, CD дисков |
Следить за состоянием, развитием растений |
4 |
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5 |
Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
6 |
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных спортивных) |
7 |
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и т.д. |
8 |
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (на экскурсии, в информационном отделе и т.д.) |
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9 |
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10 |
Лечить животных |
Выполнять вычисления, расчеты |
11 |
Выводить новые сорта растений |
Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.) |
12 |
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13 |
Наблюдать, изучать работу творческих объединений, клубов |
Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14 |
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15 |
Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16 |
Делать лабораторные анализы в больнице |
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17 |
Красить или раписывать стены помещений, поверхность изделий |
Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18 |
Организовать культпоходы в кино, музеи, театры, экскурсии, туристические походы и т.д. |
Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19 |
Изготовлять по чертежам детали, изделия (одежду, машины), строить здания |
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20 |
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
Работать на клавишных машинах (телетайпе, набор текста на клавиатуре) |
Ключ к тесту:
Человек-природа — 1 а, 3 б, 6 а, 10 а, 11 а, 13 б, 16 а, 20 а
Человек-техника — 1 б, 4 а, 7 б, 9 а, 11 б, 14 а, 17 б, 19 а
Человек-человек — 2 а, 4 б, 6 б, 8 а, 12 а, 14 б, 16 б, 18 а
Человек-знаковая система — 2 б, 5 а, 9 б, 10 б, 12 б, 15 а, 19 б, 20 б
Человек-художественный образ — 3 а, 5 б, 7 а, 8 б, 13 а, 15 б, 17 а, 18 б
Человек — Природа – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, т.е. с природными объектами и явлениями.
Объектом труда являются: живые организмы, растения, животные и биологические процессы.
Профессии данного типа связаны с:
* исследованием анализомсостоянияиусловийжизнирастенийилиживотных изучениемживойинеживойприроды описанием, изысканием (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, геолог, генетик, ботаник, зоолог, метролог и др.);
* выращиваниемиуходомзарастениямииживотными(лесник полевод цветовод овощевод птицевод животновод садовод пчеловод лесовод фермер зоотехникидр);
* профилактикой восстановлениемилечениемзаболеванийрастенийиживотных(ветеринар эколог лесовод врачкарантиннойслужбыидр);
* преобразованиемипереработкой(садовник технологпищевойпромышленности рыбообработчикидр);
* обслуживанием охранойфлорыифауны(работниклесногохозяйства цветовод птицевод животноводипр);
* заготовкойпродуктов эксплуатациейприродныхресурсов(охотник рыбак лесоруб агроном зоотехникипр)
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
- ухаживать и наблюдать за животными
- разводить растения или животных
- заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу)
- бороться с болезнями, вредителями
- выращивать овощи и фрукты
- ориентироваться в природных явлениях
- наблюдать изучать различные природные явления.
Профессионально важные качества: наблюдательность, склонность к систематизации, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности.
Психологическиетребованияпрофессий«человек-природа»:
* развитое воображение наглядно-образноемышление хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
* поскольку результаты деятельности выявляются через довольно длительное время специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллектива, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
Человек— Техника – все технические профессии, профессии в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, аппаратами, станками.
Объектом труда служат технические системы и объекты (механизмы, машины, аппараты, установки, материалы и виды энергии)
Профессии данного типа связаны с:
- созданием, монтажом, сборкой, наладкой технических устройств (специалисты по изготовлению деталей, машин, механизмов в ручную, на станках и автоматических линиях; слесарно-сборочные монтажные электромонтажные строительно-отделочные специалисты; специалисты по добыче и переработке промышленного сырья, изготовлению пищевых продуктов, т.е. проектировщик, конструктор, инженер, радиомонтажник, сварщик и др.);
- эксплуатацией технических средств и устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами, например, водитель, тракторист, слесарь, токарь, швея и др.);
- обслуживанием технических объектов (специалисты по наладке и обслуживанию оборудования, управлению станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
- восстановлением и ремонтом технического оборудования, изделий (механик, электромонтер, радиомеханик и др.);
- изучением (специалисты по контролю и анализу качества изделий и механизмов, специалисты по испытанию качества изделий).
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
* исследовать, наблюдать
* создавать и испытывать новые образцы
* планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать
* придумывать новые способы деятельности
* самостоятельно организовывать свою работу и работу других
* принимать нестандартные решения
Профессионально важные качества: технический склад ума, пространственное воображение, склонность к практическому труду, эмоциональная устойчивость.
Психологические требования профессий «человек-техника»:
- хорошая координация движений
- точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие
- развитое техническое и творческое мышление и воображение
- умение переключать и концентрировать внимание
- наблюдательность
Человек— Человек — все профессии, связанные с работой, с людьми, с обслуживанием людей, с общением.
Объектом труда являются люди, группы, коллективы.
Профессии данного типа связаны с:
- медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медсестра и др.);
- воспитанием, обучением, тренировкой, других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детдомов; преподаватель в школах и др. учебных заведениях; мастер производственного обучения, тренер по спорту, гувернер и др.);
- бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, парикмахер, вахтер и др.);
- правовой помощью и защитой (судья, адвокат, работник милиции, юрист, участковый, инспектор и др.);
- защитой общества и государства (военнослужащий, юрисконсульт, милиционер, инспектор и др.);
- информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор и др.);
- организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и др.);
- изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и др.).
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
* обслуживание людей;
* занятие лечением;
* обучение, воспитание;
* защита прав и безопасности;
* управление людьми;
* легкость знакомства и общения с новыми людьми;
* чуткость и доброжелательность к окружающим, умение внимательно выслушивать людей;
* умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
* умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
Профессионально важные качества:
- развитые коммуникативные способности;
- эмоциональная устойчивость;
- быстрая переключаемость внимания;
- наблюдательность;
- организаторские способности.
Психологические требования профессий «человек-человек»:
- стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
- доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
- способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
- способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
- способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей;
- аккуратность, пунктуальность, собранность;
- знание психологии людей.
Человек — Знак — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, большинство профессий связано с переработкой информации.
Объектами труда являются: условные знаки, шифры, коды, таблицы, цифры, числовые значения, символы, тексты.
Профессии данного типа связаны с:
- текстами на народном или иностранном языках, восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик, переводчик и др.);
- цифрами, формулами, таблицами, преобразованием, расчетом, сортировкой, (бухгалтер, экономист, кассир, статистик, почтальон, программист, оператор ПК и др.);
- чертежами, схемами, картами (штурман, чертежник, картограф, геодезист, конструктор, инженер-технолог, копировальщик и др.);
- звуковыми сигналами, шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (радист, телефонист, стенографист, звукооператор, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и др.);
- управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
- составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.).
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
* обрабатывать тексты и таблицы, производить расчеты и вычисления, перерабатывать информацию;
* работать с чертежами, картами и схемами;
* принимать и передавать сигналы и сообщения;
* хорошо считать в уме, оперировать знаками и символами;
* искать и исправлять ошибки.
Профессиональн оважные качества: способность к математике, развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, склонность к общению, аккуратность и усидчивость.
Психологические требования профессий «человек-знак»:
- хорошая оперативная и механическая память;
- способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
- хорошее распределение и переключение внимания;
- точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
- усидчивость, терпение
- логическое мышление.
Человек - Художественный образ — все творческие специальности.
Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, способы их построения, их роли, элементы и особенности.
Профессии данного типа связаны с:
* созданием, преобразованием, проектированием, моделированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, режиссер, модельер, дизайнер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, парикмахер, кондитер и др.);
* воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель, флорист, закройщик, гравер, столяр-краснодеревщик и др.);
* воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник и др.).
Склонности, предпочтения, выраженные способности:
- заниматься художественным оформлением;
- заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино и др.);
- сочинять (стихи, прозу и др.);
- выступать на сцене;
- изготавливать своими руками красивые вещи;
- петь, играть на музыкальных инструментах.
Профессионально важные качества: яркое воображение, образное мышление, склонность к творчеству, гибкость чувств; специальные способности - развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).
Психологические требования профессий «человек-художественныйобраз»:
* художественные способности, развитое зрительное восприятие;
* наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
* знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
|