Методическая деятельность
Цель работы с педагогическими кадрами: создание условий для эффективной организации, координации, управления системой непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических работников.
Задачи:
- определить фактическое состояние методической деятельности и обоснованности применения способов, средств и приёмов воздействий в достижении целей;
- выработать регулирующие механизмы в соответствии с объективной оценкой полученных результатов по формированию профессиональной компетентности педагогических работников и обеспечению качества образовательного процесса «Дома детского творчества № 5»;
- спланировать работу по научно-методическому обеспечению образовательного процесса в учреждении, способствующую осуществлению продуктивного сотрудничества с другими учебными заведениями района, города;
- оказать педагогическим работникам Дома детского творчества организационно-методическую помощь в системе непрерывного образования и в совершенствовании профессионального мастерства;
- создать единую систему выявления, развития и поддержки талантливых детей и молодежи в различных областях, обеспечивающую их личностную самореализацию и профессиональное самоопределение;
- создать условия для профессионального роста и оказать помощь в адаптации молодых специалистов и вновь прибывших педагогов.
Повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования
Деятельность методического отдела осуществляется по следующим направлениям:
Организационные формы методической работы
- инструктивно-методические совещания
- специализированные выставки
- методический совет
- школа педагогического мастерства (школа молодого педагога, школа передового опыта)
- выставка учебно-методической продукции педагогов «Ступени творчества»
- тематические консультации
- участие в конкурсах профессионального мастерства
- открытые занятия, мероприятия, мастер-классы и взаимопосещение занятий
· описание, оформление и презентация опыта работы и др.
· создание банка данных методических материалов
Дидактические формы методической работы
индивидуальные:
· консультации
· наставничество
· ведение портфолио (объединений, педагогов, учащихся)
групповые:
· методические, проблемные семинары
· творческие отчеты
· мастер-классы
Информационно-методическое направление
· информационное и программно-техническое сопровождение деятельности работников дома творчества
- создание банка данных диагностических методик, отслеживающих профессиональные затруднения, профессиональные и личностные компетенции педагогических работников.
- создание банка данных о педагогических кадрах ОУ.
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды (написание заявления, оформление материалов творческого отчета, опытно-экспериментальных разработок и методических разработок).
- оказание методической помощи педагогам в разработке комплексного учебно-методического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы.
- разработка учебно-методических материалов (учебных программ, методических рекомендаций, указаний и разработок, памяток, подготовка публикаций).
- организация и проведение обучения по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников ОУ (курсы ИПК).
Научно-методическое направление
- разработка критериев для экспертизы материалов конкурса методических разработок, профессионального мастерства.
- экспертиза учебно-программной документации.
- осуществление внутренней и организация внешней экспертизы методической продукции.
- научно-методическая помощь педагогам в разработке дополнительных общеразвивающих, авторских программ.
- организация работы временных творческих коллективов.
- осуществление мониторинга качества образования.
«ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» КАК ФОРМА
НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В становлении личности важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности человека, его самобытности.
Педагогическое мастерство имеет огромное значение для становления специалиста, формирования его коммуникативных и управленческих умений и навыков. Только человек, осознающий себя носителем определённых профессиональных, культурных и иных ценностей, способен адекватно выбирать глобальные цели своей деятельности и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую конкретными обстоятельствами, неуклонно продвигаться к их осуществлению.
В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы формирования профессиональных умений и навыков на фоне высокого уровня педагогической культуры и мастерства педагога, дающих ему возможность проявить педагогическую эрудицию, выразить своё педагогическое кредо, определённым образом сконструировать систему взаимоотношений с обучающимися и коллегами по работе.
Каждая образовательная организация вправе самостоятельно определять для себя наиболее эффективные формы работы с педагогическими кадрами по повышению их профессионального мастерства.
Цель деятельности ШПМ - разработка индивидуального стиля педагогической деятельности, повышение профессионального мастерства и личностное совершенствование педагога, оказание ему методической помощи в обобщении собственного педагогического опыта.
· Основные направления деятельности школы:
· - выявление затруднений педагогов в профессиональной деятельности;
· - организация работы с педагогами по нормативно-правовому обеспечению
· дополнительного образования;
· - повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических
· работников учреждения;
· - оказание помощи педагогам в обобщении личного профессионального
· опыта;
· - организация наставничества;
· - консультирование педагогов по разработке и оформлению учебно -
· методической продукции;
· - работа с молодыми педагогами.
Формы работы школы педагогического мастерства (ШПМ):
В рамках школы (ШПМ) проводятся занятия в самых различных формах: практическое занятие, тренинговое занятие, семинар, семинар-практикум, анкетирование, тестирование, самоанализ и самообследование, дискуссия, самопрезентация, деловая и ролевая игра, организация и проведение педагогическими работниками открытые занятия, мастер – классы, тематические консультации.
Данные формы позволяют педагогам не только «услышать», но и «увидеть» и «сделать», что в свою очередь ведёт к более прочному усвоению полученной информации, умению применять усвоенные знания в жизни, положительному изменению поведения в педагогической деятельности, что в свою очередь ведёт к повышению профессионального и личного статуса педагога.
Участие молодых и более опытных педагогов в организации и проведении областных и городских мастер – классов различных направленностей, публикация авторский статей в научных сборниках и размещение информационно - методических материалов на Всероссийский сайтах образовательных форумов (сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок») – станет неотъемлемой частью представления педагогами своего педагогического опыта и профессионального мастерства.
Ни один опыт (как бы красиво он не был бы представлен) не будет иметь значения, если он не продемонстрирует наглядно в работе с детьми высокое качество и результативность обучения. Показателем такой результативности являются не только ежегодное участие, но и стабильно высокие достижения учащихся в Международных, всероссийских и региональных конкурсах, выставках, соревнованиях.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при целенаправленном индивидуально-психологическом самообразовании и саморазвитии на основе интеграции опыта, теоретических знаний и практических умений. Именно осознанная профессиональная деятельность является источником педагогического мастерства – единства общекультурных, деловых свойств личности и профессиональной компетентности педагога.
Существует народная поговорка: «Не корми меня тем, чего я не ем». Ибо нельзя научить – можно только научиться. Станет педагог мастером своего дела или нет, зависит не только от системы обучения, но и прежде всего от усилий самих обучающихся. Изучение основ педагогического мастерства поможет педагогу увидеть и осознать основные вехи профессионального роста в соответствии с реальным уровнем возможностей каждого человека. Следует только самому нацелить свои усилия на достижение высокого профессионального уровня. |